В Колонном зале Дома Союзов собрались члены нотариальной корпорации из 60 региональных нотариальных палат России. Встретились для диалога с политической элитой и своими оппонентами. Задача услышать друг друга реализовалась не в полной мере.
Впрочем, началось все на вполне мажорной ноте. Представитель Администрации Президента России, референт Государственного правового управления Алесей Терентьев прочитал приветственный адрес от имени руководителя ГПУ Ларисы Брычевой и призвал нотариусов «повышать стандарты качества, ответственность и реформировать законодательство». Член Совета Федерации Константин Сурков отметил, что «корпорация доказала состоятельность и необходимость государству и обществу и очень удачно процитировал классического философа Гегеля: «Собственность покоится на договоре, формальность делает его доказательным». Сенатор также сформулировал задачу перед законодателями: «обеспечить системный, комплексный подход к формированию законодательной базы, регулирующей нотариальную деятельность».
Следом выступили депутаты Государственной Думы Виктор Пинский и Юрий Синельщиков, президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев, экс вице-спикер Государственной думы Любовь Слиска. Их слова фактически сводились к одной мысли: нотариат стал полноценным правовым и правоприменительным институтом, но его потенциал не достаточно востребован обществом и властью. Любовь Слиска даже предложила ввести институт представителя нотариата при законодательных органах власти.
Далее квалифицированная дискуссия переросла в диспут. Многочисленные речи и реплики содержали, в основном, критические замечания в отношении проекта Закона о нотариате и нотариальной деятельности. Многим представителям нотариального сообщества не нравятся механизмы государственного контроля за деятельностью нотариуса, трехуровневая система гарантирования профессиональной ответственности, порядок формирования органов самоуправления и нотариальные тарифы.
Наибольшее негодование вызывает якобы отказ от саморегулирования и расширение полномочий органов юстиции.
Вице-президент Федеральной нотариальной палаты Владимир Ярков ответил на все критические замечания оппонентов. Главным в его выступлении было утверждение, что ни один проект закона не может быть идеальным. Идет сложная и напряженная работе по формированию не только нового правового регулирования, но и становление нового облика нотариата. Такая деятельность невозможна без проб и экспериментов. Более того, дискуссия вокруг проекта необходима, но надо определиться с главным: нотариат это публичный институт или частный? Федеральная нотариальная палата пошла по первому пути и не собирается с него сходить. Только такой подход сделает институт нотариата конкурентоспособным в современных общественных, правовых и экономических реалиях. Тем более государство сделало шаг навстречу нотариата, с 1 марта отменяется регистрация сделки с недвижимым имуществом, остается лишь регистрация права.Действительно, нотариат России сегодня разделился на две неравные части, причем, водораздел проходит не по уровню доходов, близости к органам власти или географического положения нотариальной конторы. Противоречие скорее мировоззренческое: «нотариат для кого? для нотариусов или для граждан?» И очень неплохо, что нотариусов, исповедующих принцип – нотариат для граждан значительно больше.