Идея об отмене квотирования на должности нотариусов не нова. Она периодически обсуждалась при выработке приоритетных направлений совершенствования нотариальной деятельности, но никогда не реализовывалась на практике по следующим причинам.
В Федеральной нотариальной палате считают, что отмена квотирования приведет к концентрации нотариусов в крупных городах, поскольку в этом случае не будет действовать привязка нотариуса к нотариальному округу.
Прежде всего, отмена квотирования приведет к концентрации нотариусов в крупных городах, поскольку в этом случае не будет действовать привязка нотариуса к нотариальному округу. Тем самым будет лишены правовой помощи нотариуса жители небольших городов и сельской местности, отдаленных и малонаселенных регионов, по сути дела мы оголим огромные территории и оставим их без помощи хороших юристов. Это очень существенное негативное последствие отмены регулирования численности нотариусов, которое приведет к недоступности нотариата для миллионов наших сограждан.
Кстати, на втором Санкт-Петербургском международном юридическом форуме, прошедшем в мае этого года, этот вопрос обсуждался на примере Украины. Опыт Украины показал, что снятие ограничений на количество должностей нотариусов привело только к одному – локализации нотариальных услуг в крупных экономически развитых центрах, и дефициту квалифицированной правовой помощи в небольших городах и селах. Например, в настоящий момент в Киеве насчитывается более 2 тыс. нотариусов, а в малых населенных пунктах порой нет ни одного. При этом, по словам украинских коллег, качество работы, значительно упало.
Более того, по сообщению пресс-службы Украинской нотариальной палаты, Минюстом Украины уже направлен в Верховную Раду законопроект возвращающий принцип регулирования количества должностей.
В связи с этим, может случиться так, что мы повторим тот же неудачный эксперимент, который уже проделали наши коллеги - наступим на уже знакомые грабли.
Следующее важнейшее обстоятельство, которое не способствует реализации этой идеи – нотариат является публичной службой, поскольку выполняет по сути дела государственные функции. Гражданин, совершивший нотариальное действие, должен быть уверен в сохранности в нотариальном архиве его документов на протяжении 75 лет (таков основной срок их хранения). Соответственно, возникает вопрос об организации как работы, так и контроля за нотариусами. Как в этом случае найти наследникам завещание, завести наследственное дело, найти дубликат когда-то удостоверенного у нотариуса договора ? Обеспечить контроль как за работой нотариусов, так и качеством их работы в этом случае будет не реально.
Кроме того, отмена квотирования приведет к нездоровой конкуренции между нотариусами и ценовой войне, которая снизит качество нотариальных услуг, не позволит поддерживать квалификацию на высоком уровне и, в конечном счете, ударит по гражданам.
Заметим, что принцип ограничения численности нотариусов numerus clausus лежит в основе нотариата латинского типа, к которому относится и российский нотариат. Подобная система регулирования численности функционирует практически во всех государствах Международного союза нотариата, от Франции и ФРГ до Китая. Она оправдала себя именно тем, что привязывает нотариуса к определенной территории, способствует надлежащей организации работы нотариальных контор и обеспечивает качестве работы нотариусов, исключает нездоровую конкуренцию и позволяет хранить нотариальные архивы и найти необходимый документ без проблем.
В настоящее время численность нотариусов в нотариальных округах определяется на уровне субъектов Федерации. По мнению ученых-правоведов и практиков, такой принцип, с одной стороны, позволяет серьезно фильтровать кадры, выбирать лучших в профессиональном плане юристов, с другой служит сдерживающим фактором конкуренции среди нотариусов, тем самым не позволяя сугубо рыночным механизмам вторгаться в сферу организации публичной службы, которой и является нотариат. Ведь субъекты Федерации при необходимости могут увеличить и увеличивают на практике численность нотариусов в соответствующих округах.
Порой возникают вопросы по поводу отдельных конкурсов. В них всегда есть проигравшие и это вызывает иногда полемику. Поэтому в проекте закона «О нотариате и об организации нотариальной деятельности в Российской Федерации», который подготовлен рабочей группой Министерства юстиции России, предусмотрена существенно реформированная система доступа в нотариат. Предполагается расширение процедуры стажировки, установление возрастного ценза, предъявляются новые требования к образованию – соискатель должен обладать только магистерской степенью. Предусмотрен иной подход к проведению конкурса, связанный с введением балльной системы за стаж, квалификацию, наличие ученой степени, вплоть до съемок на видео самой процедуры его проведения. Предполагается расширение состава конкурсных комиссий. В любой момент можно будет посмотреть, как отвечал тот или иной соискатель, и как оценивала его комиссия. Вся процедура в новом законе будет прописана до мельчайших деталей, чтобы исключить возможности проявления коррупции и произвола. Тем самым мы достигнем тех целей, в которых заинтересован как гражданский оборот, так и все граждане России – это повсеместно доступная на всей территории нашей страны система нотариата, позволяющая как жителю крупного города, так и небольшого поселка получить качественную и квалифицированную правовую помощь нотариуса.