Владимир Вениаминович, на что из деятельности наших европейских коллег обратили особое внимание?
– Когда знакомишься с работой того или иного иностранного правового института, особое внимание привлекает работа всей системы.
Следует отметить, что в законодательстве, регулирующем нотариальную деятельность, есть здоровый консерватизм. На протяжении многих лет вся система права, к слову, как и у нас, континентальная, остается стабильной и понятной. Это накладывает отпечаток не только на работу нотариата Испании, но и на жизнь людей. Во многом правовой нигилизм наших граждан, о котором мы так много говорим, определяется еще и не стабильностью законодательства. Торопливость и легкость, с которой мы вносим изменения в законодательные акты, диктует обществу соответствующее отношение к праву. Поэтому в деятельности испанского нотариата и вообще в законодательстве европейских государств есть здоровая стабильность, на которую ориентируются и которой следуют. И это, наверное, самое приятное впечатление, которое я вынес из изучения системы испанского нотариата. Его регулирование во многом совпадает с российским. Но, несомненно, есть и то, что можно будет предложить к использованию в ходе подготовки проекта нашего закона о нотариате и нотариальной деятельности.
В немалой степени стабильность и работоспособность их законодательства зависит от использования потенциала институтов, эти законы применяющие. Вам не кажется, что именно здесь одна из основных проблем нашего нормотворчества?
– Государство заинтересовано в том, чтобы понять, как будет предложенная норма работать, оценить мнение специалистов в этом направлении. Безусловно, главными экспертами в процессе подготовки закона о нотариате являются нотариусы. Поэтому они включены в состав рабочей группы и готовят свои предложения. Эти идеи достаточно серьезно, живо обсуждаются на заседаниях рабочей группы. Половина этого проекта уже проработана. И в подготовке обеих частей законопроекта, и общей, и особенной, активнейшее участие принимают нотариусы. Использование опыта и практических знаний тех специалистов, которых правовое регулирование готовящихся документов будет касаться, является одним из принципов работы министерства.
Практический опыт испанцев способен привнести интересные моменты в наше законодательство?
– В Европе сейчас происходят серьезные интеграционные процессы. Нам необходимо учитывать это в ходе экономических и правовых реформ. Многие юридические вопросы требуют сверки как со стороны испанского законодательства, так и со стороны нашего. Сегодня только в Испании проживают более 50 тысяч наших соотечественников. Многие из них имеют недвижимость и другое имущество. И среди множества прочих возникает вопрос того же наследования. В настоящее время эти правовые механизмы в значительной степени не урегулированы. В Европе еще в 1972 году была подписана конвенция, которая определяет порядок формирования национальных реестров завещательных распоряжений и обмена информацией между нотариальными сообществами государств-участниц. У нас, к сожалению, пока такого реестра нет. О необходимости его формирования говорил министр юстиции. Сейчас готовятся нормативные документы, которые будут регулировать деятельность этого института в нотариальном процессе. Существует положительный опыт Санкт-Петербурга, где такой реестр действует, и всё неплохо получается. И очень хорошо, что такой опыт работы может быть использован сегодня на федеральном уровне. Это будет способствовать подготовке нормативных документов, которые станут регулировать деятельность федерального реестра. Он, в свою очередь, будет способствовать нашей интеграции в правовое поле Европы и, в частности, Испании.
Опыт Испании, вы считаете, показателен?
– Более 500 лет их нотариат действует практически в неизменном виде. В архивах нотариусов хранится завещательное распоряжение Сервантеса (Migel de Cervantes Saavedra, 1547–1616. – Ред.)! Было бы ошибкой не использовать их опыт. Достаточно интересен опыт французов. У них тоже серьезные традиции нотариальной деятельности. Мы абсолютно, на мой взгляд, оправданно не проявляем интереса к работе американской системы перехода права в случае наследования, потому что у них совершенно иная система. У них этим занимаются адвокаты. Не думаю, что нам имеет смысл менять то, что уже сложилось. Проще и понятнее работать с нашими коллегами в Европе.
Расскажите, пожалуйста, о системе взаимодействия и контроля со стороны государства над нотариатом.
– Европейские государства стремятся максимально делегировать свои полномочия различного рода саморегулируемым организациям. Передавая функции по совершению нотариальных действий, по удостоверению документов и т.д., причем не государственному нотариату, а частнопрактикующим юристам, так называемому небюджетному нотариату, государство, безусловно, должно интересоваться, как эти полномочия реализуются. Как бы это кем-то не оценивалось – хорошо это или плохо, это необходимо. И государство достаточно скрупулезно контролирует деятельность нотариуса. В Испании, если нотариус совершил дисциплинарный поступок или имеет серьезные проблемы в организации своей работы, то может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Причем такая ответственность следует по заключению коллегии нотариусов. Процесс этот осуществляется совместно с министерством. В том случае, если возникает необходимость прекратить статус нотариуса, вопрос рассматривает суд. Наша система предполагает возможность лишения нотариуса его статуса только по решению суда и только по инициативе нотариальной палаты. Вот главная проблема Министерства юстиции, которое наделяет полномочиями от лица государства, но не имеет права инициировать прекращение статуса в суде. Эту несбалансированность в законодательстве надо будет обязательно устранять. Полагаю, что некоторые вопросы контроля необходимо делать более предметными, конкретными и более жесткими. Этого требует сегодняшняя обстановка.
Практика показывает, что и само нотариальное сообщество настроено на перемены. Обращения в суд на недостойных работать нотариусами являются тому подтверждением. Вот только отсутствие полноценных механизмов мешает этому процессу...
– Согласен с вами. Вопросы о дисциплинарной ответственности либо о прекращении статуса должны быть прописаны детально и четко. И требования эти должны безукоризненно исполняться. У нас сложились те же условия, что и у всего европейского сообщества. Нотариус является представителем очень престижной юридической профессии. Она хорошо оплачивается, вот почему действовать в нарушение законов им не должно быть выгодно. В этом главный мотив, настраивающий нотариуса на нормальную профессиональную деятельность. Но это не освобождает от здорового контроля со стороны властей. Ибо государство отвечает перед обществом за все, что происходит в стране. В том числе и за совершение тех самых юридически значимых действий, которые государство делегировало нотариусам. Четкое следование требованиям закона должно быть главным условием их деятельности.
Все эти инструменты предполагается отразить в новом законе?
– Думаю, что рабочей группе, которая готовит проект закона, во многом необходимо акцентировать свое внимание именно на этом. Необходимо предусмотреть не только полномочия, но и жестко прописать условия, при которых нотариус несет ответственность и прекращает свой статус. Это продиктовано и временем, и здравым смыслом. В этом состоит основная идея как государственных органов, так и нотариального сообщества. И ФНП, и МГНП заинтересованы в том, чтобы освободиться от балласта, от наслоения людей непрофессиональных, склонных к нарушению закона. Настало время решить эту проблему.
Как вы считаете, наличие этих проблем мешает властям отказаться от государственного нотариата? Ведь его уже, скорее, номинальное наличие в регионах не дает ничего, кроме что для чиновников на местах права, как говорят, «телефонного». В той же Европе о государственном нотариате даже не слышали...
– Ну, в Испании института государственного нотариата и не было вовсе. У нас он был! Минусов у госнотариата существенно больше, чем плюсов. Кстати, у нас 55 государственных нотариусов по стране осталось. Это как показатель жизнеспособности. Безусловно, небюджетный нотариат несет в себе очень много прогрессивного. Государство освобождается от необходимости финансирования нотариусов из бюджета, в дополнение к этому получает доход в виде налогов от их деятельности. На содержание государственного нотариата необходимо тратить бюджетные деньги. Вот только труднодоступные и удаленные территории у нас никто не отменял. Возникает вопрос: как будет действовать небюджетный нотариат, где незначительная плотность населения и низкая экономическая активность? Ведь на принципах самоокупаемости работать там будет практически невозможно. На сегодняшний день это основной мотив для сохранения государственных нотариальных контор. И для того, чтобы перейти на единую форму, как предусматривает концепция закона, небюджетный нотариат должен взять на себя и на свой корпоративный бюджет обязательства по финансированию своих коллег в этих территориях. Нотариальное сообщество в нашей стране должно четко себе представлять, есть ли у него такие финансовые возможности и ресурсы. Испанцы, осуществляющие такую поддержку, все-таки находятся в несколько другой ситуации. Территории Испании и России существенно отличаются. Соответственно и средства, которые необходимо будет затратить на дотацию и содержание этих нотариальных контор, несоизмеримы с теми затратами, которые несет сегодня коллегия нотариусов в Испании на поддержание жизнедеятельности этих контор. Конечно, более прогрессивной является форма так называемого частного нотариата, но сегодня надо еще думать о том, нужно ли нам избавляться от государственных нотариусов. Во всяком случае еще некоторое время назад пытались эту тему обсуждать в нотариальном сообществе. Высказывались сомнения по поводу финансовой способности федеральной палаты датировать эти расходы. Кроме того, вопрос в скором времени может быть исчерпан, если оставшиеся государственные нотариусы перейдут на частную практику.
Нашим испанским коллегам неведом госнотариат, это понятно. А как у них обстоит дело с использованием потенциала нотариата?
– Спектр вопросов, по которым работают испанские нотариусы, неизмеримо более широкий, чем у нас. Я считаю, что российский нотариат необоснованно не участвует в процедуре перехода права собственности на недвижимость. В итоге возникают судебные иски, переходящие в длительные тяжбы. Нагрузка на судебную систему просто колоссальная. Обязательное нотариальное удостоверение сделки купли-продажи объектов недвижимости позволит сделать более прозрачной и гарантированной от обмана эту сферу участия граждан и юридических лиц в гражданском обороте, а использование при этом депозитного счета нотариуса убережет продавца от возможности неисполнения покупателем своих обязательств. Расходы граждан на оформление сделки не должны быть велики. Они могут быть ниже затрат, которые сегодня гражданин несет при оплате услуг того же риелтора. Это не значит, что риелтор, распечатывающий сегодня проекты договоров из Интернета, должен быть совсем отброшен на обочину гражданского оборота. Об этом речи даже не идёт. Он должен подыскать объект недвижимости, согласовать запросы и предложения. Но вот когда решается вопрос юридического оформления сделки – все. Риелтор должен отойти в сторону. Здесь должен участвовать наделенный полномочиями, а самое главное, мощными профессиональными знаниями и навыками юрист. В данном случае нотариус. Наши иностранные коллеги отметили, что среди всех юридических специальностей в Испании профессия нотариуса является элитной. Думаю, что такой же элитной, не только с точки зрения ее провозглашения, т.е. де юре, но и де факто, поскольку она обеспечивает защиту законных прав и интересов граждан, она должна стать и в нашей стране.