Заседание открыла президент ФНП Мария Сазонова. В своем выступлении она раскрыла проблемные вопросы развития нотариата на постсоветском пространстве, в частности, негативные тенденции по вытеснению свободного нотариата из гражданско-правовых отношений и отказ от основополагающих принципов латинского нотариата. В такого качестве примера, президент ФНП привела, ситуацию, сложившуюся в нотариате Украины, где по инициативе Министерства юстиции было снято ограничение на количество должностей нотариусов и введен заявительный порядок при назначении на должность. Это привело к тому, что в настоящий момент в Киеве, население которого примерно в три раза меньше населения Москвы, насчитывается более 1200 нотариусов. При этом профессиональный уровень большинства из них оставляет желать лучшего, а статус нотариуса в соседней республике сведен к обычному поставщику юридических услуг. Мария Сазонова связала такое положение дел с отсутствием у руководства страны понимания сути и функций института нотариата, а также с пассивной ролью украинского профессионального сообщества в отстаивании своих интересов. Президент ФНП призвала российских коллег активнее участвовать в процессах реформирования своего правового института.
Наиболее сложным и спорным вопросом остается формирование нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий. Большинство жалоб, приходящих в Минюст, связано именно с неопределенным ценообразованием нотариального тарифа. По мнению большинства участников круглого стола, эта проблема имеет комплексный характер. С одной стороны, граждане плохо себе представляют специфику нотариальной деятельности, состав расходов и меру материальной ответственности нотариуса; с другой – в самом нотариальном сообществе нет сбалансированного, экономически основанного подхода к формированию тарифов за правовую и техническую работу. Эту проблему попытались решить разработчики нового закона. Впервые за 18-летнюю историю российского нотариата тарифы за правовую и техническую работу получили внятное экономическое обоснование и будут установлены нормативным актом. Впрочем, как отметила президент Федеральной нотариальной палаты, вопрос этот вопрос остается открытым для обсуждения и внесения поправок.
В ходе дискуссии участники круглого стола также коснулись проблемных вопросов формирования нотариальных архивов и порядка доступа к профессии.
Участники круглого стола охарактеризовали дискуссию, как, в целом, содержательную и насыщенную. В ходе обмена мнениями удалось обсудить и принять во внимание ряд принципиальных моментов, которые, несомненно, будут обсуждаться при подготовке Закона о нотариате и об организации нотариальной деятельности к слушаниям в представительных органах власти.
Прокомментировать итоги круглого стола мы попросили президента Саратовской областной нотариальной палаты, члена Правления ФНП Валентину Грушицину:
Валентина Алексеевна, с чем, по-вашему, связана негативная тенденция отхода от принципов латинского нотариата, в частности от ограничения количества должностей нотариусов, в сопредельных государствах, таких как Украина и Казахстан?
- Общаясь с коллегами из стран ближнего зарубежья, становится понятно, что они достаточно организованы и у них есть много положительных моментов с точки зрения самой нотариальной деятельности. Это касается и оформления завещаний, и удостоверения доверенностей и многого другого. Мне кажется, такой негативный момент, как снятие квоты на количество должностей нотариусов, связан с желанием определенных групп войти в профессию. С существованием ограничения это было маловероятно. Но с другой стороны и сами нотариусы виноваты - они не смогли обосновать существование этой квоты, не сумели внятно продемонстрировать отличие нотариуса от представителей других юридических профессий. Например, в отличие от добровольного принципа обращения к услугам адвоката, государство понуждает придти граждан к нотариусу, отсюда проистекает и повышенная мера ответственности представителя нашей профессии перед гражданином, и ограниченный доступ в профессию по квалификационным и этическим критериям. Нотариусов должно быть столько, чтобы удовлетворить потребности граждан и позволить нотариусам экономически обеспечивать свою деятельность и, главное, имущественную ответственность.
Что касается формирования тарифов за совершение нотариальных действий в новом законе, какие проблемы в их формировании вы видите?
- В целом подход к формированию тарифов в новом законе сбалансированный. Вместе с тем в законе предусмотрено огромное количество льгот по совершению нотариальных действий для определенных категорий граждан. На мой взгляд, нужно предусмотреть какой-то механизм возмещения понесенных расходов. Например, использовать налоговые инструменты компенсации.
В законе предусмотрено существенное расширение полномочий нотариусов, а сами нотариусы готовы взять на себя новую профессиональную нагрузку и ответственность?
- К счастью, у нас еще много осталось профессионалов, работавших в государственном нотариате. Для нас, те полномочия, которые прописаны в законе, были нормальной рутинной деятельностью. Поэтому возврат «к истокам» для большинства моих коллег не составит большой проблемы.
Важно, что мы возвращаемся к системной работе по защите прав и законных интересов граждан. Особенно это актуально для коммерческого оборота недвижимого имущества, где нотариус необходим не только, как грант юридической чистоты сделки, но и как гарант безопасности ее участников.
Какие положения нового закона станут наиболее проблемными для нотариусов?
- Главная проблема обсуждаемого проекта – его новизна, а именно, в Законе о нотариате и нотариальной деятельности прописано множество процессуальных моментов, которые ранее не регулировались законодательно. Нужно получить необходимую практику применения закона, что бы понять насколько эффективно действует та или иная норма. В этой связи, на мой взгляд, целесообразно, примерно, через год после принятия закона вернуться к обсуждению и тогда проблемные моменты его применения будут видны.