С 15 января 2008 года вступил в действие закон «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» по которому местному самоуправлению, то есть главам местных администраций и специально уполномоченным должностным лицам, передается право на осуществление некоторых: нотариальных действий. И в этой связи мы попросили Президента Нотариальной палаты Республики Сажа (Якутия) Дмитрия Коркина высказать свое мнение.
Дмитрий Дмитриевич, что это даст населению и нотариату?
Принятие данного федерального закона связано с тем, что в отдаленных труднодоступных поселениях сохраняются трудности в нотариальном обслуживании населения. И, конечно, это направлено в первую очередь на облегчение и улучшение жизни граждан, на реализацию их законных прав и интересов. Для населения введение закона в действия является облегчением. Не надо ездить в районный центр или в город к нотариусу, проще добраться до администрации сельского поселения. Однако, как только закон вступил в силу, возникла масса вопросов, которые появились, и, наверняка еще будут иметь место, пока не выработается практика его исполнения.
А как воспринят этот закон нотариальным сообществом?
Настороженно. Почему? В законе не оговорены требования, предъявляемые лицам, наделенным правом совершать нотариальные действия. К сожалению, и в вышедшей после вступления в силу Закона Инструкции Министерства юстиции России, эти требования также не оговорены. В сегодняшних условиях, когда загруженность нотариусов, их роль и ответственность неимоверно возросли, чтобы занять эту должность необходимо иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности, пройти стажировку, сдать квалификационный экзамен, получить лицензию на оказание нотариальных услуг и пройти конкурс на занятие вакантной должности. К тому же нотариус обязан ежегодно страховать свою профессиональную деятельность для возмещения ущерба гражданам и физическим лицам в случае незаконного удостоверения сделок и постоянно повышать свою квалификацию. Если на местах лица, без соответствующей подготовки, начнут совершать нотариальные действия, то они не обеспечат качественное оформление документов, наверняка допустят ошибки, которые будут иметь негативные последствия не только для граждан, но и самим исполнителям нотариальных действий. Также в законе не определены вопросы осуществления контроля над совершением нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления. Отсутствуют вопросы ответственности в случае возникновения спора, а также возмещения ущерба. В нашем примере деятельность нотариусов контролируется на нескольких уровнях - со стороны Нотариальной Палаты, органов Управления Федеральной регистрационной службы в рамках имеющихся полномочий, судебный контроль и контроль со стороны налоговых органов.
Как начали исполнять закон в республике? Есть ли трудности?
На сегодня многие муниципальные образования уже направили в адрес Управления федеральной регистрационной службы по РС(Я) и Нотариальной палаты РС(Я) копии распоряжений и приказов о наделении глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц полномочиями по совершению нотариальных действий с образцами подписей и оттисками печатей. Насколько целесообразно эта мера в конкретном муниципальном образовании судить трудно. Хотелось бы предостеречь руководителей местных администраций от принятия по данному вопросу спонтанных, не взвешенных решений.
Нотариальная палата республики намечает ряд мер, направленных на расширение поля обслуживания населения частнопрактикующими нотариусами с охватом большинства населенных пунктов в каждом нотариальном округе. Будет организовано выездное обслуживание населенных пунктов нотариусами в своих нотариальных округах по графику, согласованному с администрацией каждого муниципального образования. При этом серьезное внимание будет обращено на качество и оперативность нотариального обслуживания населения. То есть наши нотариусы должны осваивать и внедрять в практику концепцию активного нотариата. Иначе они могут при создавшейся ситуации оказаться не у дел. Содержание частнопрактикующих нотариусов, работающих в условиях самофинансирования, станет нереальным. Мы считаем, что процесс наделения полномочиями нотариусов глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц в каждом муниципальном образовании должен быть хорошо продуман и согласован с нотариусами нотариальных округов республики. Исполнение данного федерального закона следует начать в тех населенных пунктах, где по той или иной причине не осуществляется нотариальное обслуживание населения.
В небольших поселках все друг друга знают и крепки родственные связи. Допустим, глава администрации или специалист, уполномоченный совершать нотариальные действия, удостоверит доверенности или подлинности подписей в отсутствии самих лиц, которые выдают доверенность, только потому, что их «попросили» и «уверили» в том, что позже претензий предъявлять не будут. А это нарушение закона, которое может привести к самым непредвиденным последствиям.
Можете ли подкрепить примером?
Выявлены случаи подделок доверенностей, удостоверенных специалистами администраций. В феврале этого года к нотариусу обратился представитель по доверенности, которую удостоверил специалист администрации, на распоряжение недвижимым имуществом. Нотариус обратился в администрацию поселка за подтверждением факта удостоверения доверенности. В администрации факт выдачи данной доверенности не подтвердили, кроме того, специалист, который якобы удостоверил доверенность, два года как там не работал. Таким образом, выяснилось, что доверенность не была удостоверена в администрации. Были случаи удостоверения договоров купли-продажи недвижимого имущества, а также автотранспортных средств. Как видите, есть проблемы. Но я надеюсь, что общими усилиями, совместно с Управлением федеральной регистрационной службы, другими заинтересованными государственными органами, а также главами муниципальных образований, сможем найти консенсус и реализовать положения этого Федерального Закона.
г. Якутия №104 (31372)